Выставки и интерпретация детского искусства имеют устойчивые и широкие основы в художественной педагогике и музейном деле. Одна из первых выставок детского искусства была организована в 1890 году Томасом Робертом Аблеттом, английским художником и педагогом, который оказал значительное влияние на пропаганду ценностей и преимуществ обучения детей искусству. Аблетт был одним из основателей Королевского общества рисования, которое способствовало художественному развитию детей, акцентируя внимание на их воображении и памяти, а не на механическом запоминании и наблюдательном рисовании. Аблетт считал, что такой подход поможет учащимся интерпретировать предметы более индивидуально. Общество проводило ежегодные выставки детского искусства с 1895 по 1980 год.
Подобно Аблетту, Франц Чижек был художником и педагогом раннего детства конца XIX — начала XX века, который осознавал значение показа детского искусства широкой публике. В 1887 году Чижек начал преподавать бесплатные художественные занятия, известные как Jugendkunstklasse или Ювенильный художественный класс, для молодежи возрастом от 5 до 14 лет. Его педагогической целью было помочь ученикам развить собственный визуальный язык и процесс творчества с минимальным вмешательством взрослых. Он поощрял своих учеников создавать то, что вдохновляет их, и работать по своей свободной воле. Поэтому его методика обучения отвергала традиционные методы художественного образования, такие как механическое запоминание и рисование по подобию взрослых художественных конвенций.
Чижек понимал, что важно различать детское искусство от работ взрослых художников. Он рассматривал его как эстетическую форму, способную произвести только ребенок (Тернер, 1988), что привело к возникновению Движения детского искусства. Философия Чижека побудила его показывать детские работы более широкой аудитории. Он говорил: «Я очень ценю то, что делают маленькие дети. Они являются первоисточником и самым чистым источником художественного творчества» (цитата по Tutchell, 2014). Чтобы добиться успеха в распространении этих идей и методов, выставки работ Чижековского художественного класса для молодежи гастролировали по всей Европе, Соединенным Штатам и Австралии. В 1908 году коллега Чижека Густав Климт организовал выставку «Кунстшау Вена» (Выставка искусства Вены), которая являлась празднованием разнообразного вклада венского авангарда и современной художественной сцены (см. Brandow-Faller, 2013). Отдельная галерея была посвящена детскому искусству и включала работы из Ювенильного художественного класса.
После Первой мировой войны выставку работ студентов Чижековского Ювенильного художественного класса представили в Британском институте промышленного искусства в Кингсбридже, Англия, в качестве поддержки детского здоровья. Куратором была британская педагог по искусству и социальный работник Франческа Уилсон. Уилсон была потрясена влиянием войны на детей, живущих в Австрийской Республике, и это побудило ее отправиться туда, чтобы помочь. Работая в Вене, она была восхищена наблюдением за взаимоотношениями Чижека и его учеников. Поняв, что их искусство — идеальный способ общения о важности благосостояния детей, Уилсон привлекла помощь недавно созданного Фонда Спасения Детей для организации туров с выставками детского искусства по Великобритании и Соединенным Штатам. Этот спонсорский вклад был значимым стимулом для долговременной практики использования детского искусства в гуманитарных усилиях.
Еще одна значительная серия выставок, посвященных детскому искусству, началась в 1917 году через инициативу группы Блумсбери и мастерских Omega. Первая выставка включала работы студентов британского художника и критика Роджера Фрая, а также студентов Марион Ричардсон. Ричардсон считается основоположницей Движения детского искусства в Великобритании.
Она адаптировала подход Чизека, сфокусированный на детях, к преподаванию искусства после того, как увидела выставки класса юношеского искусства, организованные Франческой Уилсон и Фондом «Спасение детей» по всему Великобритании. С 1912 по 1923 годы Ричардсон преподавала искусство в женской школе для девочек в городе Дадли, Англия, называемой Школой высоких девочек Дадли. За эти 11 лет она преобразовала стандартную программу обучения рисованию школы в среду, ориентированную на ученика, придавая первостепенное значение свободе самовыражения, оценке и рефлексии. Она также выставляла работы своих учениц из Дадли на выставке в Лондоне с 1923 по 1924 год. Эта выставка была настолько популярной, что путешествовала по всей Европе и России. Цель всех вышеупомянутых выставок заключалась в связи детского творчества с определенными аспектами человеческого развития и установлении представления о «ребенке как художнике».
Одной из учениц Ричардсон была Нэн Янгман. Янгман познакомилась с Ричардсон, когда училась в Лондонском дневном тренинговом колледже для будущих учителей. Янгман была вдохновлена методами преподавания Ричардсон, которые она освещала в качестве консультанта и лектора для Британского совета, а позже в качестве председателя Общества по образованию через искусство. Янгман настаивала на том, что искусство должно быть центральным предметом в общей образовательной программе. Она также считала, что искусство должно быть доступным для всех поколений и что должен существовать свободный диалог между взрослым и детским искусством. В 1947 году Янгман организовала выставки «Изображения для школ». Эти выставки, первая из которых прошла в Виктории и Альберт-музее в Лондоне, позволили школам приобрести произведения искусства на временное пользование у уважаемых профессиональных художников. Присутствие произведений отличных художников в коридорах и классах школ предоставляло ученикам возможность взаимодействия с произведениями музейного качества на ежедневной основе и развивало интерес к просмотру, обсуждению и анализу произведений искусства. Как и ее предшественница, Янгман также подняла детское искусство на новый уровень в институциональных средах, например, на выставке 1931 года в известной художественной галерее Люси Вертайм в Майфэр, Лондон.
По ту сторону Атлантики был похожий дух времени в отношении развития, курирования и контекстуализации детского искусства. Ежегодные награды Scholastic Art & Writing начались в 1923 году и вручаются студентам-художникам (в области визуального искусства, письма, кино и выступлений) по всей Соединенным Штатам, которые проявляют «оригинальность, техническое мастерство и проявление индивидуального голоса или видения». Это самая долгая программа, которая поощряет, признает и представляет работы юных художников (в возрасте от 13 лет и старше/в классах с 7 по 12). Среди предыдущих лауреатов наград можно назвать Сай Твомбли, Энди Уорхола, Джона Балдессари, Джойс Кэрол Оэйтс и Аманду Горман, которые сформировали траекторию своих творческих дисциплин. Первая выставка работ лауреатов прошла в 1928 году в Галерее изобразительного искусства Карнеги в Питтсбурге. Это был первый случай, когда искусство старшеклассников со всей страны было представлено в крупном художественном месте. Карнеги Институт стал основным местом ежегодной выставки на протяжении следующих 30 лет. Другие важные места включали Галерею Коркорана в Вашингтоне. В настоящее время есть как национальная выставка, так и региональные выставки в почти всех 50 штатах. Например, в Нью-Йорке студенты-художники, получившие награды, представлены на ежегодной выставке в Центре образования имени Рут и Харольда Д. Уриса в Музее Метрополитен искусств.
Кроме показа произведений детского искусства, музеи создали отделы образования с целью поддержки и расширения вовлеченности молодежи в искусство. В 1937 году Виктор Д’Амико, занимавший должность заведующего отделом искусства в школах Fieldston, стал первым директором отдела образования в Музее современного искусства в Нью-Йорке (MoMA).